И все-таки, оперный жанр требует наличия вокального слуха как у оперного певца, так и у слушателя. Музыкального слуха - недостаточно. В этом факте - корень проблем современного оперного театра. Оперный певец - человек необычный. Носить в себе музыкальный инструмент, постоянно чувствовать его, думать о нем, совершенствовать его, ради него отказываться от многих удовольствий и искушений... О, Музыка ! О, Вокал ! - Великие иллюзии оазиса Жизни !
Приходилось слышать ( редко ) певцов великолепных с роскошными голосами, широкой публике неизвестных ( кто знает о таком басе, как Михаил Исакович Торчинский?) Часто приходилось слушать широко разрекламированных слабых профессионально певцов. Такова жизнь!
Относительно недавно определенная часть дирижеров горделиво называла себя оперными дирижерами. Это понятие естественно распространялось на дирижеров, любящих оперу, вокал и оперных певцов, и, главное, получающих удовольствие от вокальной составляющей певцов. Но " то был сон..." Главным атрибутом "настоящего" дирижера является легкое презрение к певцам со всеми вытекающими последствиями.
В 60-е годы в Одесском оперном был небывалый ранее расцвет постановок и качества исполнения спектаклей. Аншлаги были каждый вечер - исполнительский уровень зашкаливал. Во главе успеха стояли: Г.Проваторов - гл. дирижёр, Б.Рябикин - главный режиссёр, Л.Богданович - директор театра , но главное 1-м секретарём обкома был большой любитель оперы и Одесского красавца театра человек с фамилией Синица. В Большом театре в Москве во главе аналогичного успеха стоял мудрейший человек и большой собиратель певцов композитор Михаил Чулаки.
Удивительный молодой человек был объектом поклонения у своего отца. - Представляете, я столько лет работаю по ремонту автомобильных двигателей и мне часами приходится возиться с ними, чтобы выяснить дефекты, как-бы поставить диагноз неисправности, а он, сын мой, в считанные секунды по звук у работающего движка, по каким-то непонятным признакам ставит безошибочный диагноз и тут же разобрав его, устраняет неисправность.- Его слух моториста - абсолютен и идентичен вокальному. Это слух на работу компонентов объекта его внимания. Дал бог такие способности отдельным людям, спасибо ему! - Это моё личное мнение.
Время отсеивает мелкое и незначительное. Для потомков доходит лишь отточенная временем информация. Человечество помнит лишь гигантов и накапливает знания, ориентируясь по их деяниям и открытиям. Мало кто, из ныне живущих, оставит след о себе, о своём творчестве - лишь единицы из миллиардов людей. Поэтому родилось крылатое выражение о карликах, стоящих на плечах гигантов и полагающих, что они столь высоки... Мне смешна та самонадеянность постановщиков Джузеппе Верди, например, или Россини, или Пуччини, с которой легко и без сомнений кромсают замыслы этих гигантов и сочиняют свое на руинах " своих избранников". Понятно, их имена быстро зарастут травой забвенья, но зачем усугублять собственную никчемность?!
Джон рассказал: На одном из заводов Форда остановился конвейер. Каждый час простоя приносил большие убытки. Мастера тщетно искали причину и место неисправности - не разбирать же весь конвейер. Спасительная мысль мелькнула в голове одного из старых рабочих. Старый мастер Смит, когда то работавший на заводе, только он сможет спасти ситуацию. К счастью, нашли его в полном здравии и обратились к нему, готовые на любые условия, лишь бы запустить конвейер. Он сказал:" Это будет стоить тысячу и один доллар ". Они были готовы на порядок больше заплатить... Он в течение пяти минут что то постукивал, затем вытащил мел и мелом отметил место, которое нужно разобрать и исправить поломку. Разобрали. К удивлению всех, нашли поломку. Исправили. Конвейер заработал. Начальство и хозяева были счастливы. Отблагодарили Смита сверх меры и назначили на почетную должность... Но были и такие, которые ему говорили:" Тысячу долларов за пять минут работы - подумаешь, начертил мелом - и все дела!" На что Смит сказал:" За то, что я начертил мелом, я взял один доллар, а тысячу долларов я взял за то.что знаю, где надо чертить!"
Это - правда. Д"Альбер сказал, что нет чудеснее искусства, чем опера, когда её исполняют хорошие исполнители. Но нет ничего ужаснее оперы в плохом исполнении. В этой простой истине заключается весь драматизм сегодняшнего дня для жанра оперы и никакие самые современные подходы к "решениям" режиссёров и художников не спасут плачевной ситуации с оперным пением. Характерность голосов, их вульгарность и мышечная зажатость вытесняет со сцены романтические тембры - голоса реэонирующие и бездефектные без мышечных призвуков. Горловое вибрато, как эпидемия распространилось по всем оперным сценам мира и в устах многих критиков можно услышать похвалу горловикам, дифирамбы в сторону тремоляций как "одухотворённости" исполнения. Печальный факт.
Римская опера сегодня 27 марта 2011г. преподнесла приятный сюрприз. Концертное исполнение оперы Д.Верди "Набукко" итальянским оперным театром на сцене Мариинской оперы было поучительным. Удивительное прикосновение к звуку вначале, в первых аккордах медных духовых, затем на протяжении всего спектакля у всех исполнителей - звук как-бы фибрами души. Дело не в красоте голосов, не в их силе, а - в прикосновении к глубинам души, как к главному компоненту извлечения звука. Хор и оркестр являли собой пример высочайших творческих достоинств. И, конечно, над всем этим витал замысел великого оперного дирижёра Р. Мути, который,к сожалению, не смог встать за пульт из-за болезни. Этот вечер стал вечером надежды на скорое выздоровление оперного жанра.
Какое счастье для балетного жанра, что пока ещё есть ( хоть в небольших дозах ) академический балет и существует классическая школа балета. Стремление самоутвердиться "серости" и бесталанным над талантами ведёт к вакханалии вульгарного и примитивного. В живописи та же самая картина - "авангард" поглотил умение рисовать, строить композиции и перспективу в картинах, выстраивать тона, освещение и использовать контрасты и колорит. Зачем? Можно наляпать современно... Зачем сохранять секреты романтического оперного пения для классического репертуара, когда можно любой оперный шедевр перенести в другую эпоху и вульгарно характерным горловым звуком харизматично " биться в истерике " и по-современному на-ура быть принятыми так называемыми критиками. Какое счастье, что в мире ещё остались островки консерватизма. Они позволяют надеяться на эволюционное развитие искусств, литературы и науки.
21окт.2011г. я услышал исполнение Вердианы оркестром и хором Неаполитанской оперы Сан Карло под руководством удивительного дирижёра Нелло Санти. В воздухе витало - гений! Полный восторг от того, как он преобразил оркестр и хор, которые посредственно до этого звучали в "Паяцах". Как жаль, что я узнал о нём так поздно, когда ему уже 80 лет. Но какой ГИГАНТ !
Не верится, что такой спектакль транслируется из Скала на открытие сезона.Уровень пения - невероятно низкий ( в последнее время нравится только определённой части критиков ) становится привычным. Но куда подевалось знаменитое звучание оркестра и хора? Режиссёр, в обычной для сегодняшнего времени манере, соорудил на сцене какой-то свой сюжет, бесцеремонно игнорируя Р.Вагнера. Бездарным людям почему-то кажется, что композиторы в операх пишут только музыку и к сценическому действию не имеют никакого отношения... Всё обстоит совершенно наоборот!!! Они - полные хозяева оперы и каждое их пожелание и каждая сценическая ремарка - закон для постановщиков. То, что происходит сейчас с гениальными операми, дошедшими до нашего времени и попавшими в руки лженоваторов, можно квалифицировать так же, как попытки "исправить" живописные полотна Леонардо Да Винчи, Тициана, Рубенса, Гойи и др. великих художников. А ведь находились сумасшедшие "новаторы", призывавшие "обновить" всё искусство...Страдает от нашествия варваров сейчас опера. Оседлал этот жанр какой-то странный контингент во главе с "утончёнными" критиками и своим болезнетворным дыханьем этот чудесный жанр пытается переродить во что-то зловонное. Вся надежда на Божий щит и чудо исцеления от маний "интеллектуалов"...
8декабря2012г.
Большая часть людей - пешеходы, многие - передвигаются на велосипедах, на мопедах, на мотоциклах и прочих видах транспорта. Где-то остались ещё передвижения на телегах и на лошадях... Среди автомобилей есть даже очень роскошные - представительского класса. Поезда, морские лайнеры, яхты, самолёты разных скоростей и классификаций. Но над всем царят космические корабли, несмотря на свою недоступность большинству населения, они вне конкуренции среди скоростных видов транспорта.
Так и в оперном пении Э.Карузо, Ф.Шаляпин, М.Каллас - космос среди остального мира певцов. Остальные - на уровне от авиации до телеги по уровню вокала и технологической оснащённости.
24 декабря 2012г.
Для того, чтобы научиться играть на каком либо инструменте - нужен инструмент. При этом, неплохо обзавестись качественным инструментом... И, по мере успехов в учёбе, приобретается всё более ценный инструмент... А для публичных выступлений на концертной сцене используются уникальные инструменты! Для многочисленных исполнителей это - аксиома и никому не приходит в голову думать иначе... Но отчего лишь единицы певцов догадываются о том, что для пения нужно создать инструмент и, по мере овладения им, качество этого инструмента нужно совершенствовать, наряду с совершенствованием своего исполнительского и музыкального уровня; образного мышления и комплекса человеческих качеств. Этот инструмент звучит по всем законам физики и резонансной теории, он также материален как, положим, скрипка или флейта, но он - тело человека и он, прежде всего, живёт жизнью обычного человека, с его обычными привычками и недостатками. На шесть с лишним миллиардов людей на земле мы можем насчитать десяток действующих певцов с удивительно звучащими голосами... Они создали и совершествуют свои инструменты. Мы наслаждаемся красотой звучания и глубиной волшебного мира оперы. Вибрации душ извлекают эти певцы и секрет их пения не менее секрета звучания скрипок Амати, Гварнери,или Страдивари!
Может ли существовать помесь козла с павлином? - Среди певцов на каждом шагу! Эта особь гнусавит и блеет козлом, но, при этом, позирует и выглядит павлином ( у этой птицы голос отвратный, но голос козла вне конкуренции!) Их оружие - фото, только записи нужно прятать и никому не давать слушать.Но - вот беда! Они так влюблены в свой голос, что не слышат в нём ни блеянья, ни гнусавости - одно только павлинье чванство... А что касается большинства обывателей, им важно, что скажут в рекламных роликах о пении этих павлинов.
Когда большие музыканты говорят, что не читают критических статей в свой адрес, то они имеют ввиду, что не хотят знакомиться с мнением слабых специалистов, каковыми являются критики в силу того, что у них не получилось стать одним из тех, кого они предвзято обсуждают - чаще, некомпетентно. Сколько путаницы у них в головах !
Театр Ла Скала - рухнул, не выдержал наплыва бездарных менеджеров и дирижеров, и режиссёров типа Чернякова... Оперные певцы в " Травиате" - катастрофа... Не веришь своим ушам, что это возможно... Сравнимо с нашествием саранчи. Печально.
7-12-2013г.
Дети, научившись говорить и ходить, жадно впитывают в себя первые впечатления об окружающем их мире. Они такие, какими хотела бы видеть их Природа-созидательница: любопытные, с чистой душой,талантливые все, без исключения. Такими все приходят в этот мир... Можно дальше не продолжать?..Ясно, что с ними далее происходит?.. Два главных понятия современности - агрессивность и вульгарность полностью "затоптали" терпимость и просвещённость.Эффект замены кислорода на аммиак - можно ль привыкнуть?.
31-8-2014г.
Плохие музыканты любят рассказывать о себе и музыке красочно и много. Можно часами слушать о том, как надо трактовать то или иное произведение, как фразировать, делать нюансы и всё облекать в сложную философию, форму и прочие теоретические выкладки. Но когда случается услышать их исполнение - блеклое, беспомощное и откровенно бездарное, то удивляет, как могут попасть на их "ораторский" крючок отдельные сильные мира сего - ведь любой рядовой музыкант легко определяет их бездарность.
Что касается истинных музыкантов - они музыцируют без лишней болтовни, они совершествуют своё исполнение.
Как хочется достичь космических высот в исполнительстве, когда можешь приблизиться к избранным Небом исполнителям,.. но идти к этому трудно и непросто - необходим талант, каждодневный труд и нечто ещё...Легче всё это подменить эрзацем и объявить новаторством... Так и появляется масса новаторов,а искусство в них утопает и дьявольщина ухмыляется торжествуя...
26-05-2015
Как интересно сложилась жизнь! В далёком уже 1968 году в октябре я гастролировал в Ленинградском Малеготе, где под управлением гениального главного дирижёра Геннадия Проваторова пел Канио и Каварадосси через два дня. Сильвио исполнял баритон красивейшего тембра и удивительной музыкальности Сергей Николаевич Шапошников. Геннадий Пантелеймонович Проваторов стоял у истоков моего перехода из баритонов в тенора в Одесской опере, где до этого он был главным дирижёром и, где благодаря ему театр поднялся на недосягаемую ныне высоту и весь теноровый мой репертуар был сделан с ним. Мы были очень дружны и по сути единомышленники. Меня постоянно не покидало чувство, что я общаюсь с человеком уникальным и необычным типа Бетховена... Владение фортепиано было феноменальным, партитуры читал и играл блестяще. При этом удивительно добрый и по детски непосредственный человек. Судьба за что то время от времени посылает нам такие подарки.Но суть моего рассказа в другом. Сусанна Лембергская концертмейстер Малегота тогда, родом была из Одессы, где у неё проживали мама и папа почтенного возраста. И проживали они по улице Ласточкина сразу за оперным театром. После спектакля и бурных поздравлений Сусанна приступила к делу, а именно: " Все говорят, что в одесском оперном Вы можете всё... Я бы мечтала работать в Одесской опере - мои старенькие родители... Мой папа профессор скрипки советовал обратиться к Вам..." Этот вопрос решался легко - одесскому театру нужен был концертмейстер, а Сусанна была профессионалка крепкая. Следующий вопрос - Николай Охотников работал в Ленконцерте, но обладал оперным голосом, басом, но сам он считал, что из-за маленького роста его в оперу не возьмут... Ну что ж, устроили оперативно прослушивание и этот роскошный голос Геннадий Пантелеймонович принял в Малегот. Но самый интересный вопрос был довольно неожиданным, но Проваторов мгновенно его решил: в театре была запланирована постановка оперы "Любовный напиток" и дирижёром постановки будет Юрий Темирканов. Дело в том, что закончив консерваторию талантливый молодой дирижёр не имеет возможности работать ни в одном коллективе - нет мест, придётся уезжать в Нальчик, где есть симфонический оркестр... И постановка имела большой успех. а уж о карьере Юрия Хатуевича сказано много, а о судьбоносном решении Г.П.Проваторова вспоминаю я...Интересная цепочка дирижёров организовалась жизнью : Проваторов - Темирканов - Гергиев - Сохиев!!! Да,интересно сложилась жизнь.
12-08-2015
|